Одним из кандидатов на позицию директора по продажам был Андрей. Молодой, амбициозный сотрудник, который уже некоторое время успешно работал в компании в качестве Key Account Manager и имел опыт управления небольшой командой. Андрей был уверен в своих силах, обладал хорошими теоретическими знаниями в области продаж и очень хотел получить эту должность.
Однако в ходе ассессмента выяснилось, что его представления о роли руководителя не совсем соответствуют реальности, а некоторые важные управленческие компетенции у него развиты недостаточно.
Есть задание на внимание, которое часто даётся кандидатам. Обычно они поверхностно быстренько читают задание несмотря на то, что их предупреждают: «Есть подводные камни в тексте. Читайте, пожалуйста, внимательно». Все кивают, по диагонали пробегают глазами текст и выстраивают линию поведения с сотрудниками. Соискателям кажется, что всё достаточно просто и легко решить.
И здесь наступает момент, на котором легко «посыпаться». Кандидат начинает бодро вещать, я и коллега киваем головами, а потом указываем на факты. «Ничего подобного, о чём вы вообще говорите? Такие изменения произошли не месяц, а девять месяцев назад. И мы вообще не понимаем, что это за ситуация». Когда эта фраза звучит, сотрудники, которые проходят оценку, тушуются и начинают искать выход. Здесь оценивается то, может ли человек быстро сориентироваться в новых вводных данных, насколько стрессоустойчив, может ли «переобуться на ходу» и выстроить новую стратегию.
И в данном случае Андрей завис. В новую стратегию входят несложные вычисления в уме – с этим он справился, а дальше, так как ситуация не подразумевает быстрого решения проблемы, нужно выстроить новую модель поведения с командой. Тут возникла главная сложность.
В кейсе, моделирующем конфликтную ситуацию в команде, Андрей проявил себя как директивный руководитель, который не умеет работать в команде и строить диалог с подчиненными. Вместо того, чтобы вместе с "командой" (роль которой играла я с коллегой) искать решение проблемы, он отстранился от них, занимая позицию "мы – руководство, а вы – исполнители". Он не пытался выслушать чужое мнение, учесть наши предложения и найти компромиссное решение, которое устроило бы всех. Это не лучшая тактика для будущего руководителя.
Хочу отдельно рассказать про задачу по самопрезентации. Вроде бы кажется: «Что там такого в этой самопрезентации? Ну, расскажи ты о себе в третьем лице». Но для топовых позиций крайне важно сочетание факторов: на что он делает акценты, как он говорит, невербалика, жесты, держится уверенно или неуверенно, чёткая ли речь, говорит ли общими фразами или приводит какие-то конкретные оцифрованные результаты, призывает ли действию или выступает исключительно за процесс.
Это задание даётся в паре, причём каждый даёт оценку оппоненту: что понравилось, что не понравилось.
То есть здесь не только про то, как соискатель показывает себя, но и как даёт обратную связь. Это тоже важный навык руководителя. Умеет ли руководитель давать обратную связь? Правильно ли её даёт? И как эту обратную связь воспринимает второй участник оценки? Готов ли к критике, слышит её, будет ли меняться? Соглашается, бесится и так далее – разные модели поведения.
В этом задании вскрываются истинные человеческие качества, которые также составляют картину реальных компетенций, которыми обладает кандидат.
На основе всех пройденных заданий делается вывод: насколько человек может подойти или не подойти на конкретную позицию. Его сильные стороны, его зоны роста и есть ли там возможность вообще вырасти в компетенциях.
Ассессмент-центр – это эффективный инструмент оценки персонала, который позволяет получить объективную информацию о человеке и составить прогноз о его развитии на той или иной должности.
Методика ассессмента позволяет выявить не только сильные стороны кандидата, но и точки роста. В этом смысле, я уверена, ассессмент-центр помогает компаниям принимать более взвешенные решения о найме руководителей и снизить риски, связанные с приемом на работу неподходящих кандидатов.