HR+ Маркетинг-движущая сила бизнеса
09 августа 2023 года
Эксперт, Елена Уварова
Структурная, систематизированная работа - ключевой фактор успеха бизнеса.
Что такое HR?
Human resources - "человеческие ресурсы". Люди, на которых держатся бизнес-процессы компании. Специалисты в сфере управления персоналом.
Деятельность HR влияет на привлекательность компании на рынке труда, имидж для партнёров, кандидатов, потенциальных сотрудников.
Структура HR
Структура крупных организаций может включать иерархию HR направления:

1. Директор по персоналу и организационному развитию.
2.  Отдел подбора и адаптации персонала.
3.  Отдел обучения персонала.
4.  Отдел по компенсациям и льготам.
5. Подразделение по развитию HR бренда, корпоративной культуре.
6. HR аналитика.

Когда в компании представлены несколько видов деятельности или региональных подразделений, под руководством HRD может быть звено HRBP по каждому направлению или региону. Далее выстраиваем необходимые отделы с соответствующим функционалом.

Часто выделяют отдельно:
●  ресечеров - низшее звено в иерархии, сотрудник, который занимается выборкой резюме под определённые требования и первым касанием с кандидатом. Телефонное интервью по чек-листу по реперным точкам;
●  рекрутеров. Подбор линейного, персонала среднего и высшего звена. Должны уже уметь оценить компетенции. Личностные, профессиональны характеристики, мотивацию кандидатов.

В средних, мелких компаниях HR менеджер занимается подбором, адаптацией персонала, кадровым делопроизводством, организацией корпоративных мероприятий, ДМС, нематериальной мотивацией. Но может не участвовать в управлении бизнес-процессов компании, как HRD или HR бизнес-партнер.
Что такое маркетинг?
Marketing - "рыночная деятельность" по созданию, продвижению, продаже товаров, продуктов, услуг покупателям. Управление взаимоотношениями с клиентами, поставщиками с целью получения выгоды для организации. Простыми словами, маркетинг - действия, направленные на удовлетворение потребностей, решение проблем клиентов, покупателей с целью получения прибыли.

Основные задачи, которые решает маркетинг:
● анализ рынка, в том числе конкурентов, целевой аудитории, рисков,  возможностей;
●  разработка новых продуктов,  услуг;
●  анализ,  оценка, прогнозирование деятельности компании;
●  организация материально-технического обеспечения;
●  разработка ценовой политики;
●  управление сбытом продукции, реализацией услуг;
●  организация коммуникаций с поставщиками,  клиентами,  партнерами по бизнесу.
Почему HR + Маркетинг - движущая сила бизнеса
Каждый раз, когда с партнёрами решали отдельные вопросы в сфере HR или маркетинга понимали, масштабирование компании невозможно без системного подхода.

Бизнес - единый организм, где взаимосвязаны все процессы. Маркетинг невозможен без квалифицированного персонала, эффективной структуры. На энтузиазме, любви к делу, личной энергии, предыдущих усилиях без дальнейших инвестиций в развитие, конкретных шагов наступит стагнация.

Компания будет развиваться, когда все бизнес-процессы двигаются параллельно друг с другом, а не как в басне Крылова.

Компания не сможет масштабироваться, если работает только отдел продаж. Менеджеры регулярно приводят новых покупателей, но:
●  не налажена логистика, система складского оборудования, хранения товаров;
● менеджер по работе с клиентами халатно относится к обязанностям, общается с покупателями неуважительно;
● нет присутствия в сети, публикаций в соцсетях, профессиональных сообществах, СМИ.

Если налажен только процесс продвижения  бренда, маркетинг не вытянет компанию. Не решит внутренних проблем с персоналом, бизнес-процессами. Автоматизация сегодня должна быть максимально возможной. Это вопросы HR.
КЕЙС ИЗ ПРАКТИКИ
Обратилась IT компания, средний бизнес. Полный информационный вакуум в интернет - пространстве. Работали на “сарафанном радио”, “старых дрожжах”. Не инвестировали в развитие, узнаваемость бренда. Руководители были уверены, стагнация, спад не грозит.

Разработали новый проект, выпустили продукт для клиента. Получили одобрение на сотрудничество, но партнёр запросил презентацию направления, компании, продукта. Управленцам предоставить было нечего. Казалось бы, такая мелочь, сделка “на мази”, а ‘высокий” заказчик уперся. Контракт оказался под провалом.

Почему так произошло?
Компания росла, продавала продукты, оказывала услуги, но не разработала:
● маркетинговую стратегию развития, презентационные материалы;
●  плана присутствия в социальных сетях, на онлайн площадках;
●  коммуникационную стратегию для клиентов, партнеров по бизнесу.

"Зачем? Ведь растем". Управленцы углубились в IT, считая маркетинг “слабым звеном” в развитии бизнеса. Тут бац и вторая смена. Ключевому клиенту на стадии подписания контракта, вынь да положь презентационные материалы.”
Со стороны HR
Если о компании никто не знает, как позиционировать себя клиентам, партнёрам по бизнесу? Как продавать вакансию, привлекать кандидатов?

"Мы хорошие, крутые, стабильные, у нас обороты большие. Чем мы хороши для сотрудника, исполнителя, обычного человека?”

При отсутствии информационной составляющей, наглядной, проработанной, подкрепленной конкретными фактами, в соответствии со стратегическими целями компании, никому не интересны “красивые фразы о светлом будущем”.
Какие меры можно предпринять для исключения таких рисков:
1. Разработка долгосрочной маркетинговой стратегии.
2.  Анализ бизнес-процессов.
3. Оценка навыков, компетенций работников, аттестация команды, в том числе руководящих позиций.
4. Подбор персонала.
5. Разработка KPI.
Составляющие успешного бизнеса
В результате можно сделать вывод, для развития, масштабирования компании нужны две составляющие:
2. МАРКЕТИНГ - СТРАТЕГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ
Маркетинг поможет:
● убедиться, что ваш продукт/услуга решает проблему клиента, прочно занял место на рынке, конкурентоспособен;
●  проанализировать цели, задачи, скорректировать при необходимости;
● увеличить число клиентов;
●  повысить узнаваемость бренда;
●  улучшить взаимодействие с клиентами;
●  увеличить объем продаж.
Какие меры можно предпринять для исключения таких рисков:
1. Разработка долгосрочной маркетинговой стратегии.
2.  Анализ бизнес-процессов.
3. Оценка навыков, компетенций работников, аттестация команды, в том числе руководящих позиций.
4. Подбор персонала.
5. Разработка KPI.
Маркетинговые инструменты для запуска масштабирования:
●  исследование рынка;
●  определение целевой аудитории;
●  разработка маркетинговых каналов, тактик продвижения;
●  контент-стратегия;
●  анализ результатов;
●  оптимизация бизнес-процессов;
●  систематизация маркетинга;
●  автоматизация работы, в том числе с использованием CRM-систем, аналитических инструментов для отслеживания, измерения маркетинговых показателей;
●  социальные платформы для взаимодействия с целевой аудиторией.
Системный подход, где Маркетинг + HR = движущая сила бизнеса, позволит:
●  скорректировать стратегию с учетом анализа изменений на рынке;
●  вовремя адаптироваться к требованиям целевой аудитории;
● занимать лидирующие позиции;
●  оптимизировать распределение бюджета, время затрат, усилий для достижения стратегических целей компании;
●  добиться конкурентного преимущества, устойчивого роста.